Елена Николаевна Трацевская @doctorface.by – пластический хирург, косметолог, основатель Центра осознанной косметологии @doctorface.minsk
Сегодня профессия пластического хирурга стала особенно популярна, все хотят продлить молодость или избавиться, наконец, от комплексов, которые мешали радоваться жизни. Появилось много фильмов, сериалов про врачей, где обязательно есть хирург, сильный духом, умеющий брать на себя ответственность. Наша сегодняшняя героиня вполне могла бы сняться в главной роли в таком фильме, потому что и обаяния, и драмы ей не занимать:
Е.Т.: Я никогда не искала легких путей, когда окончила медицинский, проходила интернатуру в абдоминальном (лечение патологий органов брюшной полости) отделении, это сложная мужская хирургия. Потом работала в поликлинике, прошла переподготовку по эндоскопии, по дерматологии и косметологии. Мне всегда нравилась хирургия маленьких разрезов, т.е. минимальное вмешательство, быстрая реабилитация, но при этом высокая эффективность. Я бы и рада рассказать о семейной врачебной династии либо детской розовой мечте о пластической хирургии, но произошло чуть иначе. Я пришла к этому в осознанном возрасте и далеко не сразу после университета поступила в клиническую ординатуру, а позже и в аспирантуру на базе областной больницы под руководством нашего знаменитого профессора Владимира Николаевича Подгайского. Я выбрала для себя очень узкую нишу, самую сложную и самую показательную – лицо, его не спрячешь ни под чем.
– Свое главное правило в работе вы сформулировали как «Сначала вылечи - потом украшай». Как часто приходится это правило применять?
Е.Т.: Каждый день. Я считаю, что «загнанную лошадь в свадебную не превратишь» никогда. Часто отказываю в процедуре, потому что визуально могу оценить, что человек не здоров. И мои пациенты знают, что на приём лучше приходить с результатами анализов и обследований. Я тщательно собираю анамнез, поэтому с моей стороны очень много отказов. Для пациента это хорошо, для меня как для пластического хирурга, который занимается таким абсолютно коммерческим направлением, не очень, но у меня нет стремления «забить» количеством и заработать на каждом. К сожалению, бывали случаи, когда я оказывалась права, и у человека находили и онкозаболевания в том числе.
Бывало и такое, что приходит пациент с дефицитом железа, мы находим причину, например, полипы в кишечнике, пациент удаляет полипы, восполняет дефициты, и от этого начинает выглядеть и чувствовать себя лучше, тогда и гораздо меньше манипуляций нужно.
Я не приветствую ремесленничество в этой профессии: вот я пришел, сделайте мне, пожалуйста, так. Я не исполнитель желаний, я врач, поэтому все через медицину, через здоровье. Это мое кредо, от которого я не отступлю.
– С какими проблемами к вам обычно обращаются? Приходят ли мужчины?
Е.Т.: Ко мне обращаются преимущество с запросом на коррекцию лица. Но у меня был прекрасный опыт работы с моим педагогом Диной Юрьевной Петровой, она пластический хирург-универсал, теоретически проконсультировать и направить дальше к другому специалисту я тоже могу. Мои любимые локации – это периорбитальная область (область вокруг глаз). Я очень люблю, работу с бровями (лоб, веки). Обожаю хирургическую работу с губами: это операции по укорочению губы, по подтяжке уголков губ корнер-лифт. Если пациент, например, не готов раз в год вводить филлер, но готов однократно прооперироваться, сделать себе VY-пластику – почему нет? Возвращаем брови в прежнее положение, удаляем небольшой избыток ткани века, чуть объема губам, делаем липосакцию подподбородочной области, липофилинг лица, чтобы стереть усталый вид – и женщина меняется, сразу минус лет 15.
Что касается мужчин, то они стали приходить чаще, у них прошли эти страхи косметологии и хирургии. Мужчины очень боятся потерять свои мускулинные черты и приобрести что-то женское в облике, большинству этого не хочется. Поэтому и консультации с мужчинами более длительные, девушки обычно уже все знают о процедуре, мужчине же надо подробно объяснить, вызвать доверие. И обычно главный критерий для мужчины – чтобы не было перебора. Какие процедуры чаще всего делают? Та же работа с ботулотоксином против мимических морщин, подъем бровей или блефаропластика, липофилинг.
– Расскажите о наиболее сложных операциях, которые вы проводили? Практикуются ли в сложных случаях совместные операции?
Е.Т.: Вот как раз такие совместные операции и есть наиболее сложные, когда операция проводится на разных областях тела. Например, у нас Диной Юрьевной были такие операции: Дина Юрьевна делала молочную железу, а я в это время – эндоскопическую подтяжку лица.
А еще самые сложные операции, когда у человека не проработаны психологические страхи, когда он постоянно спрашивает: а точно все будет хорошо? Я стараюсь минимизировать количество таких пациентов, считаю, что он должен созреть к операции.
– Вы как-то написали, что «если не бежишь, то стоишь на месте». В этом году, судя по всему, у вас был спринтерский забег. Почему решили открыть собственный центр косметологии? Насколько это было сложно?
Е.Т.: Не могу сказать, что было просто. Путь занял около двух лет.
Я так долго шла к этому, созревала морально. Всегда видела это как что-то узкое. Знаете, есть такие огромные итальянские супермаркеты, там прекрасные продукты, огромный выбор, но ты приходишь в малюсенький магазинчик, лавочку, и это совсем другая атмосфера. И вот я хотела именно такое место, поэтому только «Face». Недавно пациенты просили добавить лазерную эпиляцию, добавили в услуги, только для удобства пациентов. Хотелось что-то такое маленькое и уютное, чтобы не было спешки, мои пациенты знают, они пришли, и их время только для них, столько сколько необходимо.
Мы за комплексный подход в косметологии, поэтому у нас есть и гастроэнтеролог, и невролог, и дерматологи, и трихологи. В плане подбора персонала я очень принципиальный руководитель, могу записать тайных пациентов, чтобы оценить работу врача изнутри. Поэтому уверена, что у меня работают специалисты, которым я спокойно маму доверю. Это не распиаренные люди, а люди, которые своим трудом достигли результатов, я их очень ценю и уважаю. Важна и человеческая сторона, если это прям доктор-бизнес, то нет, не сработаемся, хоть и работаем мы в абсолютно коммерческой нише – косметологии.